Духовно-просветительский Центр "СИРИУС"

Возможно ли нравственное воспитание в школе?

Ояр Роде, директор Народной школы «99 Белых Коней», Латвия
Доклад [1]на втором съезде МОД «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» 6 июня 2015 г.

 

 

В докладе рассмотрены задачи образования, исходящие из размышлений о смысле жизни человека; подходы к образованию в холистической педагогике; способы реализации новых задач образования на конкретном примере Народной школы «99 Белых Коней».


Вступление


Возможно ли нравственное воспитание в школе?

Задать этот вопрос меня побуждает как собственный опыт работы в школе, так и ситуация в мире. Готовясь к этому докладу, я смотрел в интернете, что в мире делается в области нравственного воспитания и образования. Я пришёл в ужас. В первое мгновение мне показалось, что «поезд уже ушёл», и нам больше нет смысла говорить о нравственности. Мир движется к гибели… Многие личности, которые возглавляют государства, являются духовными лидерами, священниками, не ведут, как оказывается, этический образ жизни. И пытаются чему-то учить свой народ. Похожее положение и в школах. Было бы утопично думать, что все учителя столь нравственны и всё в порядке. Если бы это было так, то ситуация в мире была бы иной.

К счастью, есть ещё и другая сторона: существует очень много движений, которые основываются на общечеловеческих ценностях. В Латвии, например, есть люди поющие, многие танцуют, многие стремятся познать мир через природу и природные силы.

Второй момент, вселяющий надежду, это дети, которых я встречаю в школе. Когда они приходят в школу учиться, они полны надежды и энтузиазма. Они хотят делать много добра в этом мире, бороться против зла и несправедливости. В школе, в начальных классах, мы часто видим, как дети, придумывая и играя в разные игры, постоянно включают в них борьбу со злом. Проводя опросы детей, узнавая их мечту жизни и кем они хотят стать, я пришёл к выводу, что нет ни одного ребёнка, который бы не думал позаботиться о природе. В их понимании это смысл, ради которого человеку стоит жить. У меня есть конкретные примеры, как у детей, когда они подрастают, это желание помогать приобрело конкретную форму. В процессе изучения общества и его нужд это желание конкретизируется и обретает чёткие очертания.

Поскольку я учитель, я стремлюсь реализовать образовательные процессы наилучшим образом. Я изучал, размышлял, почему мне не удаётся реализовать очень хорошие, по моему убеждению, идеи. Мой доклад будет представлен в форме размышлений.

По-моему, мы не сможем в школе добиться выдающихся достижений, если создадим только конкретные учебные предметы, например, предмет нравственности. И будем учить нравственности в течение одного часа в неделю, как это сейчас происходит с уроками этики. Потому что человека следует воспринимать целостно, и нельзя сейчас учить чему-то одному, а затем перепрыгнуть на что-то другое. Среда каждый раз другая. Нравственное обучение в школе должно быть обращено к целостности ребёнка, ко всем его проявлениям.

Очень важно начать с осознания смысла жизни как такового. В связи с раздумьями о смысле жизни, рассмотрю, какими могли бы быть задачи образования, как мы можем их реализовать. Ещё я коснусь нескольких моментов, которые очень и очень важны, но которые не принимает во внимание наша государственная система образования.

 

Как в мире понимают «смысл жизни»

 

Наша концепция образования, к сожалению, не основана на советах величайших умов мира и Латвии. На слайде – высказывания философов. Это и представители христианства, и материалисты, как например, Рубинштейн, и представители философии Востока, как Саи Баба, и учёные-практики, например, Маслоу, человек нашей эпохи.

 

Мыслители мира о смысле жизни:

Фихте: создавать мир всё более прекрасным, быть творцом.

Фейербах: познать свою суть, самореализоваться, самоутвердиться с любовью и радостью в своём совершенстве.

Рубинштейн: восхождение на всё более высокие планы бытия.

Маслоу: самореализация.

Саи Баба: смысл жизни человека на Земле в том, чтобы выработать и развить божественные качества, приобрести опыт, служить другим и быть счастливым.

 

 

Мыслители Латвии о смысле жизни:

Готфрид Гердер: смысл жизни во врастании в гуманизм. Правда, красота, любовь – вот цели, к которым вечно стремится человек.

Константин Раудиве: смысл жизни в стремлении к единению с миром и исполнение определённой для каждого жизненной задачи.

Паул Юревич: смысл жизни в поиске своего смысла жизни. Задача жизни человека – воплощение этического идеала.

 

Я очень горжусь выдающимися умами Латвии. Некоторые из них, например Константин Раудиве, уже давно высказал идеи, которые позже высказал и Маслоу в 50-60-е годы. Раудиве говорил о них уже в 40-е годы, на десятилетие раньше. Его главный тезис – «смысл жизни в единении, объединиться со всем, что есть». Я буду часто использовать выражение «всё, что есть», оно принадлежит психологу-философу Гепсеру и означает всё, что ум человека может и не может охватить. Всеобъемлющее и необъемлемое.

 

Задачи образования, исходящие из раздумий о смысле жизни

 

Исходя из понимания смысла жизни человека, мы можем начать размышлять о том, какими должны быть задачи образования. Здесь я привёл мысли людей, представляющих Латвию, но очень схожие мысли мы можем найти везде в мире.

 

Мысли представителей Латвии о задачах образования:

Хахеле: Помочь осознать дарования, силы и реализовать их.

Раудиве: Помочь осознать смысл жизни. Помочь раскрыть жизнь, создать согласие между внешней и внутренней жизнью.

Юревич: Поддерживать веру в идеи, способность воспринять идеальные ценности и создавать возможности для их исполнения. Поддерживать сознание принадлежности. Образование должно делать человека свободным – удовлетворять стремление к правде, давать ориентацию в мире и затем, раскрыв в человеке заложенные в нём высшие ценности, направлять в соответствии с ними.

Мартинсонс: Развивать качества мудрого человека: смирение, скромность и человеческую любовь; формировать детей добросердечными, радушными и благородными людьми.

 

Ознакомившись с этими идеями, вы не увидите, что среди задач образования важнее будет, к примеру, изучить в математике квадрат бинома или тригонометрические функции. Как будто это может сделать человека счастливым. Здесь речь о другом. Образованию следует быть таким, которое ориентирует человека на высшие ценности.

В нашем государстве существует убеждение, что образование должно давать знания. Ныне добавляется ещё эдакий «хвостик»: ну, может быть, не столько знания, сколько способность применять эти знания или находить информацию в информационном пространстве. И тогда у меня встречный вопрос: «Друзья, а разве те, кто устраивал террористические акты, или те, кто врезался на самолёте в башни-близнецы в Америке, были малообразованными людьми? У них было очень хорошее образование!» Поэтому образованность вовсе не показатель.

Новая концепция образования должна основываться на идее целостности всего. Всё, что есть – это одно целое. В большую целостность входят малые целостности. Посмотрите на Вселенную, там находятся галактики, звёзды, планеты... Как сказал Саи Баба, «важно сохранить равновесие между формой и содержанием». Если разрушить эту форму, то будет несоответствие содержанию, и наоборот, разрушив содержание, мы нарушим и форму – и тогда возникает хаос.     

Нам следует свято чтить такие целостности, как индивидуальность, личность. Школа должна поддерживать меня как личность, а вовсе не разрушать меня. Уважать меня как индивидуальность, как человека со своей внутренней силой, со своими жизненными задачами. Уважать и почитать.

Следующая целостность – это семья, которую надо удержать и сохранить, а не разрывать на куски. Иначе появляется хаос. То же самое относится к народу и другим целостностям. Также и о школе можно говорить как о целостности.

Посмотрим на слайд. «всё, что есть» – дискретно. Когда мы всматриваемся в микромир, мы видим чрезвычайно точные состояния энергии, и благодаря этой точности учёные открыли несколько способов, как использовать эту точность микромира. Так же и в макромире: планеты, галактики – всё движется по точно определённым орбитам, и не может быть по-другому. Если вы уберёте из микромира одну из основных составных частей, то поменяется вся система. Значит, нельзя убирать. В естествознании учёные констатировали это давно, тогда как в общественных науках, которые относятся к человеку, это во внимание не принимается.

 

 

Принцип целостности во всём, что есть

1. Ребёнку как целостности, требуется холистическая педагогика – однозначная забота о физическом, духовном, ментальном и психологических аспектах человека как единого целого.

2. Семья и народ, как целостности, требуют защиты (этим социальным институтам наносит ущерб миграция людей, это актуальная проблема наших дней).

 

Дискретность проявляется и у сознания. В мире есть учёные, констатировавшие дискретность сознания.

Дискретность сознания можно представить как пробуждение человека. Мы взбираемся в небо по длинному бобовому стеблю («длинный боб» – образ из традиционной народной культуры), и чем выше взбираемся, тем больше просыпаемся, как будто видим дальше. Мы лучше чувствуем мир. И тогда, когда мы уже взобрались на самый верх, тогда мы с миром уже единое целое. Оказывается, способность охватить мир во всей его целостности у каждого человека разное. Очень много этих уровней сознания.

Исследования современного американского учёного-психолога Уилбера его коллег говорят о том, что низшие уровни сознания не способны понять, что и на каком языке говорят высшие уровни сознания, потому что на высших уровнях существуют уже не только буквы или звуки. Это чувства, с помощью которых вы этот мир ощущаете и познаёте. Вы чувствуете эту целостность и в принципе не можете сделать ничего плохого, находясь на этом высшем уровне сознания. Этих уровней сознания мы коснёмся чуть позже.

Что означает это в приложении к школе? Что мы собираем вместе самые разные уровни сознания. И иногда это тоже важно, чтобы поднять средний уровень сознания в группе. Но если мы говорим о нравственном образовании, или ценностном образовании (не важно, какое слово мы используем), то это образование с высшими уровнями сознания, где говорить детям о нравственности или о многом другом нет необходимости.

Приведу пример. Несколько лет назад, когда я встретил 8-летнюю девочку, в ходе разговора обнаружилось, что ребёнок уже живёт в той целостности, к которой человечество ещё только стремится. Когда она училась во 2-м классе, она мне сказала: «Учитель, я уже учу математику». Оказалось, что она училась математике на другом плане. Можете себе представить? Большинство людей, если они не приблизились к высшему холистическому уровню сознания, этот иной уровень сознания не принимают. Они считают, что это невежество, какая-то фантазия или что-то подобное. Оказалось, что этот ребёнок учит математику где-то в другом месте. Я её спросил, что она там изучает, и она всё мне рассказала. Не только математику она там осваивает. В этом возрасте они там изучают также русский язык, английский язык и искусство у духовных учителей на других планах. Вот такой уровень сознания может быть достижим. Это не есть наивысший уровень, но это высшие состояния сознания. Этот ребёнок начал учиться в первом классе в рижской школе, и уже на первой неделе она попросила маму забрать её из школы, потому что учительница кричала на кого-то из детей. Вовсе не на неё, а на другого. Этот человек не мог себе представить, как так можно – кричать на другого. Кричать – значит, каким-то образом причинять вред.

 

Как реализовать задачи образования?

  • В природе.
  • В Свободе (когда деятельность проходит в ладу со «всем, что есть»).
  • В традиционной народной культуре.
  • В труде.

 

На этот вопрос наиболее выдающиеся умы человечества уже ответили 100 и более лет назад. Однако при чтении их трудов создаётся впечатление, что они по-настоящему не постигли той необходимости пребывания человека в этой целостности, о которой я упоминал выше. Они, как практики, констатировали, что первое условие, касающееся среды, в которой следует создавать образование или обучение, это необходимость быть тесно связанным с природой. Находясь в природной среде, человек может понемногу начать осознавать свою и природы взаимоцелостность.

Второе важное условие – свобода. Это не вседозволенность. Я убеждён, что из-за того, что в школах нет настоящей свободы, у детей она превращается во вседозволенность. Они как будто хотят быть свободными, но та спонтанность, которая проявляется, выражается во всяческих гадостях. Настоящая свобода означает жизнь в гармонии со всем, что есть. Нужно не хаос создавать, а наводить порядок.

Несвободен также учитель. Я разговаривал с одним из организаторов съезда, и она рассказала, что в общении со школьной учительницей та сказала: «Знаете, мы, конечно, можем об этой нравственности говорить, но у нас нет времени, нам надо учить детей классическим учебным предметам». Я знаю по своему опыту, что и в своей школе я не могу свободно обходиться со временем, потому что программа, государственный стандарт – такая, какая она есть, и мне надо успеть. Это государственный закон, и я не могу ничего поделать. У меня отнимут права и накажут, если я не выполню государственный стандарт. Вот здесь и есть давление, эта несвобода, которая создаётся извне через разные государственные структуры.

Ещё один момент. Мы в Латвии не знаем, каково действительное состояние образования, каковы в действительности умения и знания детей даже в классических учебных предметах. Потому что эта несвобода, контроль создали такую ситуацию, в которой учителя боятся сказать правду. Помню, в прошлом году один директор школы признался, что 30% детей оканчивают школу с неудовлетворительными отметками. 30%! Тут же этого директора обругали. Но он сказал правду. В действительности такая ситуация может быть во всех школах. По меньшей мере в тех, которые я знаю, ситуация именно такая, зато есть разные способы, как правду скрыть. Человек вынужден это делать, иначе придёт некто и вышвырнет его с должности. Директор вызовет учителя и спросит: что ты делал весь учебный год, если твой ученик не успевает?

Среда народной традиционной культуры – это та целостность, в которой мы рождены. Почему это важно? Не только для латышей, но и для любого народа. Для любого народа важно жить в своей среде и держаться своей традиционной культуры, ибо это то, что объединяет. Это та целостность, куда отправил меня Бог. Он направил меня сюда на Землю как латыша, и сейчас в этой жизни я живу в Латвии. Потому что в моих жизненных задачах есть что-то такое, что связано с этой средой, с этим народом. Это значит, что живя и активно действуя в этой среде, я могу сам понять смысл своей жизни и конкретные задачи. И это можно сделать, проживая среди своего народа, т.е. в той среде, в которой родился.

Человек формируется в труде. Это вывод всеобщий. Дарвин сказал, что человек стал человеком в труде. В этом он полностью прав, именно труд формирует из нас творческих личностей, таких, кто способен слиться с тем, что делает, и т.д. Этот важный элемент сюда включён, так как вы знаете, что в наших школах труда НЕТ ВООБЩЕ.
Всё это основы холистического образования.

 

Что сделано в мире в области нравственного образования?

  • На основе антропософских идей Р. Штейнера созданы вальдорфские школы;
  • Школы М. Монтессори;
  • В России – теософские гуманные педагогические идеи (Ш. Амонашвили, М. Щетинин);
  • Модель на ценностях Истины, Любви, Правды Р. Кларкена;
  • Модель образования жизненных ценностей (Living Values Education) К. Брака;
  • Межконфессиональная модель Сатья Саи «Образование в человеческих ценностях» (Education in Humane Values), представленная К. Балом;
  • Модель динамических ценностей (Dynamic Values) Н. Хоука;
  • Модели образовательных школьных идей Кришнамурти;
  • И другие, они же так называемые холистические школы.

 

Принципы, являющиеся общими для всех холистических школ:

 

1. Принцип индивидуальности. Основывается на уверенности в уникальности, индивидуальности каждого, потому что нужно помочь каждому осознать свою внутреннюю силу, таланты и дарования. Та сила, которая есть в каждом, присутствует в нашей индивидуальности. С ней мы пришли на Землю.

Почему принцип индивидуальности важен? Школы должны помочь детям найти истинный смысл их жизни, то, что спрятано в них самих. Через их задатки и таланты. Способы, как это сделать, разнообразны. На сайте, посвящённом холистическому образованию: http://www.holistic-education.net, можно найти разные способы и приёмы, как это можно делать.

Следует создать школу такой, в которой находят равновесие между внутренней силой, присущей человеку, и уровнем его сознания. Но какова ситуация сейчас? Даём знания всем, и результат таков, что внешняя сила, которую приобретает человек благодаря этим знаниям, больше, чем его внутренняя сила. В конечном итоге человек поступает неправильно. Он не умеет обходиться с этой внешней силой, которая превосходит его сознание. Мудрые люди учили (и я с этим полностью согласен): если бы нам в образовательной системе удалось бы организовать обучение так, чтобы каждый школьник осознал свою внутреннюю силу, таланты, и школы помогли бы развивать его дарования, то школьник не захотел бы делать ничего другого, кроме того, что резонирует с его сутью.

Например, ребёнок не будет жаждать стать священником, если его задача быть столяром. Он срезонирует и с деревом, и с материалом, и с содержанием, и с формой. И благодаря этому резонансу он будет чувствовать себя счастливым. Поэтому принцип индивидуальности чрезвычайно важен.

2. Принцип естественности. Включает в себя целостность пола, национальности, возраста. Он содержит также принцип ритма.
Наш народ может быть благодарен Богу за то, что сохранились народные традиции, так как в них есть ритмы двух видов. Это времена года – мы ритмически проходим весь год, и второй ритм – жизненный путь человека, который, может быть, сейчас не особенно акцентируется. И мы можем реализовать эти ритмы. Конечно, имеются также и малые ритмы, это смена дня и ночи, недельные, школьные и другие ритмы. Например, в школе Щетинина (Россия) очень строго стремятся основываться на этом ритме.

3. Принцип целостности. О нём мы уже говорили. В его основе – развитие физического, психологического, ментального и духовного аспектов целостности человека. Всё происходит одновременно. Если вы поближе познакомитесь с тем, что происходит в холистических школах, то узнаете, что в них реализуют то, что советуют наши великие умы. Они не начинают с математики, не начинают с физики, они начинают с интересов ребёнка. Они выясняют, что ребёнка интересует, каков его талант, и это есть та самая основа, на которой строится всё образование. На интересах и способностях ребёнка основывается образование, которое не противоречит его сути.

Вдумаемся в то, что происходит сейчас. Какой из принципов реализуется в государственных школах в настоящее время? Я бы сказал, ни один. Может быть, кто-то и стремится выделять эту самую индивидуальность – сильнейших математиков и музыкантов посылают на конкурсы и т.д., но ведь остальные остаются. И они ведь тоже индивидуальности. И что тогда делать с ними? Поэтому, если кого-то из детей выделяют, это неправильно, скорее, это нездоровый подход.

 

Таким образом, в настоящее время в школах не соблюдают ни один из этих принципов. Что это значит? Это значит, что мы, по сути, безнравственны по отношению к детям. Скажите, как в таких обстоятельствах, будучи сами безнравственны, мы можем учить нравственности?

Это чрезвычайно долгий путь, по которому нам идти. Но это не значит, что он непроходим. Он проходим. Поэтому мы специально основали свою школу, так как мы поняли, что в соседней школе мы ничего не сделаем. Я сам работал директором в государственной школе, сам организовал и руководил коллективом, думая, что теперь, когда я сам господин, всё сделаю. Понимаете, ничего не происходит. Ничего не происходит, если все не живут «на одном дыхании».

Преподаватели ценностного образования говорят: мы можем достигнуть положительного результата тогда, когда все три стороны – ребёнок, родитель и школа – дышат одним дыханием. И мы тоже стараемся так делать.

Во всех холистических школах определён порядок приёма ребёнка в школу: какие требования предъявляют к школьнику, к его родителям и т.д. Фактически основных требования два: 1) согласиться с философией школы, 2) войти в традиции школы.

Таким образом, и в холистических школах, и в нашей школе происходит отбор. Понимаете, родитель не отправит своего ребёнка в нашу школу, если не согласится с тем, что мы беседуем о Боге. У нас были такие случаи, что как только родитель понимал, что мы говорим о Боге, он забирал ребёнка из школы. И есть родители, которые принимают Бога, но не принимают народную традиционную культуру, народную традиционную педагогику. Ничего не поделаешь, и дети уходят из нашей школы.

 

Усилия Народной школы «99 Белых Коней»

Визитная карточка Народной школы:

Народная школа основана в 1993 году.
Ответвление Икшкильской школы: Икшкильская Свободная школа – 2010 год.
Ответвление Тукумской школы – 2011 год.

  • Философская база – холизм, или вселенская философия
  • Педагогика – холистическая
  • «Позвоночный столб» всего – народная традиционная культура

 

Я расскажу о том, как мы пробуем следовать всем тем принципам, о которых я только что говорил, как применяем их на практике.

Как? Создавая позитивно ориентированную, опирающуюся на народные традиции культурную среду.
Мы скрупулёзно придерживаемся всех элементов народной традиции в соответствии с временами года. Это означает и игры, и танцы, и поверья – всё, что связано с народной традиционной культурой. Я допускаю, что когда дети окончат нашу школу и шагнут во взрослую жизнь, создадут семьи, они будут помнить многое из этого, и будут стараться так работать уже со своими детьми. Сейчас есть родители, которые со своими детьми так не работают, т.к. у них нет опыта, у них были 50 лет советской жизни, с этим надо считаться. Это очень мощное давление на сознание.

 

Как? Пребывая в природе.
Сколь возможно максимально быть на природе. К счастью, наша небольшая школа находится в природной среде.

Как? Трудясь.
Трудиться максимально. В советское время были такие небольшие пришкольные участки. Сам я учился в Риге, и даже там был уголок, где мы сажали, пололи, ухаживали. В настоящее время нигде нет такого труда. Если вы сейчас попробуете загрузить детей работой, то они ныне такие умные, что позвонят в Инспекцию по защите труда и сообщат, что вы заставляете их работать бесплатно.

Что ещё? Труд в мастерских народного творчества.
Это вещи, против которых уже нельзя возражать. В наши дни есть кружки, образование по интересам. Эти так называемые кружки мы внесли в школьную программу как обязательные. В школе Щетинина имеется около семи предложений для образования по интересам. У нас не так много. У нас есть ткачество, металлообработка, гончарное дело, искусства, деревообработка, изготовление художественных украшений. Мы определили их как необходимые условия для общего развития. Дети в таких мастерских трудятся охотно, так как изготавливают предметы, которые нужны или им самим, или как приятные подарки для кого-либо. Например, мальчик сделал красивые украшения и для мамы, и для сестры, которые очень им радовались. Нет такого, чтобы только мальчики занимались металлообработкой и только девочки ткачеством, есть также и наоборот.

Второе – работа с природными материалами. Философия Штейнера это поддерживает, и в вальдорфских школах в пределах возможного реализуется работа с натуральными материалами. Также и в школах Монтессори – работа с натуральными материалами. Труд с такими материалами, соприкосновение с ними побуждает в подсознании завибрировать связи между ребёнком и природой. И появляется совсем иное отношение к природе.


Как ещё? С помощью организации труда

Отмена лимита времени:

  • Для урока (плавный переход от одних занятий к другим, обусловленный данной ситуацией)
  • Для освоения программы (скорость освоения программы зависит от мотивации и задатков школьника)

Саморегуляция

  • Индивидуализированное обучение
  • Самообучение
  • Самооценка
  • Сотрудничество (роль учителя как помощника)

 


Как ещё? Замена классов на группы-семьи

Зачем?

  • Объединения детей разного возраста – это естественные формы организации
  • Неформальный сбор в группы смешанного возраста обуславливает его близость к естественной модели в обществе

Наш опыт

  • Младшие школьники находят примеры подражания среди старших товарищей
  • Дети лучше понимают других детей
  • Детские традиции очень устойчивы

 

Занятия в группах-семьях детей разного возраста. Например, у меня в классе на уроке сидят дети с первого по девятый классы. Из опыта: так возможно работать с 15-ю детьми максимум. Почему? Потому что дети детям помогают. Сейчас я не буду вдаваться в подробности того, что даёт создание такого рода группы, не говоря уже о социальных отношениях. Если человек должен помочь, то каким будет его отношение к младшим? Часто бывает так: ты младше, значит, ты дурак и т.п. У нас такого отношения нет. Нередко получается так, что младшие способны помочь старшим, т.к. эти старшие забыли кое-что из того, что младшие только осваивают.

Эта модель обучения, которую мы проводим в жизнь, – обучение в группах-семьях, позволяет сберечь время. Как бы странно это ни казалось. Ведь работать надо с каждым школьником, а время сберегается.

Если кто-либо пожелает, то можно посмотреть также на домашней странице школы http://www.drustutautskola.lv, там весьма широко и основательно описаны разные методы и приёмы нашей работы.

 

Как ещё? Расположение рабочих мест

Размещение в круге обеспечивает:

  • Благоприятные условия для коммуникации
  • Одинаковые позиции в пространстве
  • Равноправие
  • Тесный зрительный контакт
  • Снятие барьеров
  • Эргономичность

 

Пространство и местоположение ребёнка в пространстве очень существенны. Выше перечислены «плюсы». Что ещё очень важно? То, что сидя таким образом, мы позволяем энергиям, которые циркулируют, которые исходят от каждого из нас, вступить в движение по кругу и обогащать друг друга. Объединять нас. Если у нас математика, мы подключаемся к Высшим Сущностям, чтобы они нам помогали. Мы излучаем свой свет и думаем о математическом круге, который вращается вокруг нас. Поэтому очень важно не только то, что мы видим друг друга лучше, а видим, кому мы должны помочь. Никто не может спрятаться друг за друга, все в одинаковом положении. Да, это очень важно, но самое важное, с моей точки зрения, хождение этой энергии.

На следующем слайде перечислено то, что ещё делается в нашей школе. Это те особые элементы занятий.

 

Особые элементы занятий

  • Песня
  • Молчание
  • Концентрация  на внутренних процессах
  • Размышления:
    • самоосмысление;
    • рассмотрение «больших дел» жизни;
    • констатация побудителей положительного и отрицательного настроев;
    • осознание своих сильных и слабых сторон;
    • рассмотрение своей жизненной мечты.

 

 

Песня. Мы даже урок математики начинаем песней.
Молчание. У нас нет уроков математики, во время которых мы этот важный элемент – вхождение в себя – не проводили бы. Мы входим в молчание, и у детей с этим нет проблем. Не знаю, как с этим обстоит в государственных школах, но в наших школах трудностей нет – дети охотно погружаются в молчание, сидят тихо, как мышки, и не надо делать замечаний, мол, не мешай нам, мы все сейчас медитируем.

 

Заключение

 

Подведу итоги. По-моему, нравственное, или же ценностное образование, в школах возможно. Надо лишь соблюдать всё упомянутое выше.

Что означает в нашем понимании «дышать одним дыханием»? Это не только семья, ребёнок и школа.

 

Дышать одним дыханием следует:

  • семье,
  • реальному жизненному пространству вокруг ребёнка вне его семьи,
  • виртуальному мультимедийному пространству (интернет, публичные печатные труды, кино, телевидение, мобильные связи),
  • ребёнку,
  • среде жизнедеятельности учебного заведения.

 

Виртуальное мультимедийное пространство – это то пространство, которое нельзя недооценивать, а также его влияние на ребёнка. У меня есть пример. Я со своим внуком смотрю небольшой фильм о природе, об африканских слонах, и вдруг рекламная пауза, и показывают эротические сцены, рекламируя некий товар. В какой связи? Понимаете, нет никакой сортировки. Будь то фильм для детей, будь то что-либо другое, рекламный ролик как таковой показывают в любом случае. И это всего лишь рекламный ролик, не говоря уже о насилии и обо всём остальном, что пропагандируется.

 

Я закончу выступление акцентом на соблюдении уровня сознания.

Существам, находящимся на высокой ступени сознания, нравственное воспитание не нужно, они, даже не задумываясь, всегда поступят правильно. Они могут поучить даже нас. Они не могут действовать безнравственно, ибо уже находятся в единстве со всем, что есть.

У людей с низким уровнем сознания чувство принадлежности к целостности не развито, и эти люди тоже поступят, не раздумывая, но поступят неправильно, если мы им не укажем, как поступать, и твёрдо не потребуем от них конкретного действия. Вот какие формы или методы воспитания должны быть, чтобы люди с низким уровнем сознания в этом мире не создавали бы грязь, в которой мы уже, в конце концов, не можем жить. Поэтому нам педагогическими и психологическими способами надо добиться того, чтобы люди с низким сознанием не загадили бы мир.

Есть также и средние состояния сознания, таких людей большинство. Это те, которые научаются действовать правильно, учась и познавая природные и общественные закономерности. Существам средних состояний сознания требуются обоснования, тогда они способны действовать правильно.

В заключение желаю всем вам достижений на этом широком поле деятельности – не уставать, не потерять энтузиазма и быть всем вместе как единое целое. Спасибо!

 

 


 

[1] Текст набран с аудиозаписи и сохраняет особенности устной речи. Приводится в сокращении. Текст адаптирован для русскоязычного читателя.