Космическое образование, культурность и наука мира.
|
К сожалению, на курсах и просто в общении среди Монтессори-педагогов нечасто можно услышать о Боге. Иногда дело даже не в том, что сами педагоги не имеют веры. В большинстве стран если в школе начать прямо говорить о Боге, тогда нужно примыкать к какой-то религиозной организации и действовать от её имени, иначе в «светском государстве» нельзя – государство надёжно разделяет Бога и образование. Как же быть?
На практике нередки случаи, когда подростковые Монтессори-школы открываются, какое-то время существуют и, не достигнув должного эффекта, закрываются. И всё-таки какое-то количество тех, кто добивается успеха есть. Под успехом в данной статье понимается дружба и сотрудничество между студентами, отсутствие буллинга, аутсайдеров и исключающей дружбы, уважительная атмосфера и стремление к чему-то большему, нежели личная выгода. Для нас интересно изучить опыт таких школ.
По словам директора МАР (Montessori Adolescent Program), мексиканской подростковой Монтессори-школы, причина их успеха в ежедневной, неустанной, творческой заботе о культурности. В школе действует Конституция, принятая студентами единогласно, и в ней – одно-единственное правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Для подростков это не просто красивая декларация. За 15 лет было много сложных ситуаций, и именно Золотое правило нравственности спасало школу. Студенты постоянно испытывают его силу на практике.
Культура также является входом в историю. На картинке – фрагмент ленты времени, основного Монтессорийского материала для школьников. Это огромное полотнище в масштабе 1 метр:1000 лет, оно занимает целую стену и всегда перед глазами студентов. Изначально на ленте отображены только полоски-периоды и их названия. Далее на презентациях педагог постепенно заполняет ленту событиями, и самая первая презентация и проекты по ней всегда посвящены… нет, не моментам завоеваний, началам династий или созданию государств – они посвящены основателям религий, носителям Высшей Нравственности: Кришне, Христу, Будде, Моисею, Мухаммеду и другим. Студенты исследуют духовные заветы разных религий и имеют возможность самостоятельно сделать вывод («Золотое правило нравственности» не случайно появилось в их Конституции).
Работа над культурностью происходит каждый день. Это подобно плетению кружева. Особое внимание – речи. Вежливое обращение, тактичность и искренность: «будь добр», «спасибо!», «извини, пожалуйста!», «я не могу согласиться с твоим мнением, но, пожалуйста, не думай, что это из-за неуважения к тебе» - это норма общения. Для грубости здесь не та публика. В качестве наказания грубиян незамедлительно отправляется домой, но не для того, чтобы быть «изолированным», а для того, чтобы он… соскучился! И студенты действительно скучают по своему сообществу.
Также еженедельно на пятничном общем круге выделяется время, когда каждый студент за что-либо благодарит другого или выражает ему своё восхищение. Это очень трогательный сердечный момент. Все ждут его трепетно, готовятся, замечают. Это прекрасная кульминация рабочей недели. И это – практика, прописанная в расписании! Эффект от этой задумки мы все должны прекрасно понимать.
Культурности и науке мира посвящены особые занятия. В вышеупомянутой МАР по понедельникам проводятся форумы «Мир и образование»[1], во время которых подростки обсуждают суть ненасилия, вчитываются в тексты, посвящённые теме. Как правило, это духовные завещания тех людей, которые посвятили свои жизни установлению мира на земле. Одни и те же тексты могут читаться из года в год и каждый раз студенты обнаруживают в них новые глубины смысла.
Форумы мира, как и большинство других занятий, проводятся в виде Сократовского семинара, который суть основной и очень эффективный инструмент Монтессорийских подростковых школ. Он позволяет студентам не только читать, но и глубоко понимать то, что написано. Стоит подробно описать, как проходит Сократовский семинар.
Студенты входят в специально подготовленную залу. Она красиво и очень торжественно оформлена, часто – по теме семинара (можно представить себе Александрийскую библиотеку или Круглый стол Короля Артура). Стулья расположены по кругу. Студенты занимают свои места, в руках у каждого – книга.
Принимать участие в семинаре могут только те, кто прочитал текст и подготовил вопросы. Кто не готов – ничего страшного, присутствовать можно, но говорить нельзя - стул ставится во внешний круг, и весь семинар всё что остаётся – это просто слушать (а «просто слушать» для подростков очень непросто, к следующему семинару он, скорее всего, сделает всё, чтобы быть готовым!). Далее кто-то из студентов первым высказывается о том, что его взволновало или было не вполне понятным, даёт точную ссылку на момент в тексте. Шелест страниц… Все ищут нужный абзац, перечитывают, пауза… и – начинается волшебство!... Подростки один за другим делятся своими находками и откровениями (и все – со ссылкой на текст, это правило!). Не рефлексия, не дебаты, а поиск, погружение, интуитивный и при этом вполне научный процесс. Сознание подростка имеет одну удивительную особенность: даже если какое-то открытие было сделано им самостоятельно, но не было разделено с другими – оно теряет для него смысл. В то время, как совместное переживание какого-либо открытия для подростков имеет силу религиозного чувства! Получается, что Сократовский семинар работает изнутри, а задача педагога сводится к удачному выбору текста.
Философия Марии Монтессори остаётся собой и в подростковой школе – педагог помогает только на начальной стадии, когда студенты ещё учатся задавать интерпретационные вопросы. Далее он переходит в позицию наблюдателя, может подхватывать ускользающую порой нить рассуждений, но в основном, он просто следит за временем и вовлечённостью, потому что обсуждения на Сократовских Семинарах часто не могут иметь конца. Педагог обязан соблюдать стерильность своего сознания, чтобы ничем, никакой своей жизненной установкой не нарушить хрупкого процесса – становления собственного мышления подростка, исходящего из глубин его Высшей природы.
Сократовский семинар - это та форма работы, которую можно применить в любом проекте, где требуется углубленное понимание вопроса.
Ещё одна особая тема для школы-фермы – это «супраприрода[2]». Борьба за экологию в 20 веке ненамеренно породила мысль, что человек – это паразит, который постоянно оставляет свой негативный след на планете и лучше бы его вообще не было. В отличие от этого, концепция супраприроды Марии Монтессори утверждает, что человек как раз обязан оставить свой след, но только след этот должен быть позитивным. Человеку надлежит стать со-творцом с Природой, помогая ей улучшать свои качества. Иными словами, студенты привыкают каждое своё действие оценивать с точки зрения того, принесёт ли оно пользу или навредит, согласуется ли это с законами жизни и не нарушит ли хрупкого баланса огромной природной системы.
Подростки 12-15 лет – это «дети Земли», сам возраст притягивает их к корням и сосредотачивает мысль на взаимосвязях с каждой частицей жизни. Нет времени удачнее для формирования того уровня осознанности, который поможет планете выжить.
В воспитании детей нас всегда интересует вопрос: если проявилось какое-то негативное качество – можно ли это исправить? Для младших возрастов Монтессори-педагогика отвечает: «Нормализация». Для подростков тождественный процесс – это валоризация.
Валоризация происходит только посредством деятельности, только в коллективе и только если эта деятельность добровольна. Служения через силу ни от кого не требуется. Ты действительно «можешь копать, а можешь не копать» – никто не осудит. Но однажды наступает такой момент, когда подросток начинает верить в свои силы. Никто никогда ни в одной программе не может прописать этого, но школа ферма сама по себе устроена так, что вся работа на ней представляет собой возможности для валоризации. Студент встречается с ситуацией, когда проявляются способности, о которых он раньше не подозревал. Он начинает ощущать в себе могущество заботиться о себе и о тех, кто рядом. Он полезен, он значим, он на своём месте, он способен, он вносит свой вклад! Самым естественным образом в голове студентов возникает мысль, что больший среди них тот, кто больше служит другим. Как пример, в школе МАР подростки очень не любят слово «король», т.к. связывают его с тем, кто живёт за счёт других и требует к себе особого отношения. В рассуждениях о том, каким должен быть правитель, они предлагают понятие «стюарда» - того, кто помогает окружающим в большом путешествии по жизни.
Как известно, истина приходит в мир, не спрашивая разрешения. Она появляется из сердец людей. Любовь к подросткам помогла педагогам найти эффективные инструменты и создать гармоничные здоровые сообщества. У них не было развёрнутого плана работы, какие существуют для младших возрастных групп. Педагогика 12-18 – это «эксперимент эксперимента».
Что же, в таком случае, могли бы сделать те, у кого есть доступ к знаниям, благодаря которым Монтессори-образование когда-то получило название «космического»?
Юные души догадываются о многом. Они жаждут узнать о своём истоке и о причине своего появления. Они находятся в процессе трансформации, хаоса, поиска. Они нащупывают систему координат. Им говорят о космическом предназначении, но не раскрывают, в чём оно состоит, говорят о взаимосвязи всего, но не упоминают о том, что именно всё связывает. Ответ короток до невозможности, но тома и эпохи уходят на то, чтобы объяснить человечеству, что из-за этого не надо воевать. Мы по-прежнему всеми силами сосредотачиваемся на Драме, вместо того, чтобы переключить внимание на Режиссёра.
Сто лет должно было пройти с момента опубликования ключевого труда Теософии, чтобы её смысл стал доступен широкому кругу читателей. Для очень многих ожидание закончилось с выходом книги Татьяны Николаевны Микушиной «Добро и зло. Частное прочтение «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской». История возникновения причин всех развёртывающихся событий (включая современные), предыстория земли и её цивилизаций, единое прошлое, звучащее отголоском со страниц великих эпосов, застывшее в немыслимо древних артефактах и… мирящее между собой всех людей! Сама книга написана в любимом монтессорианцами ключе – в ней приведены первоисточники, некоторые – целиком. Собственно авторского текста совсем немного. Возможно ли подобное совпадение? Или нам в руки попали ключи к космическому образованию, и оно тоже ждало своего часа, чтобы быть понятым?
Монтессори-метод всегда требовал храбрости от тех, кто следовал его духу, всегда ненамеренно заставлял плыть против течения. Прямо сейчас целое поколение молодых людей жаждет найти вовне себя подтверждение тому, что им подсказывает внутренний голос.
Истина, не нуждающаяся в догмах, прорастает в тишине Природы. Возможно, школа-ферма как манифестация свободы, познания и сотрудничества призвана стать тем местом, где мысль молодого поколения устремится не только к внешнему, но и внутреннему Космосу, Вечной Иерархии, Великой Жертве – подлинной основе науки мира и утерянному смыслу некогда поразившей мир идеи «космического образования».
[1] Наука мира – это ещё одна область знаний, которую инициировала Мария Монтессори, указывая на то, что в мире существует огромное количество наук, посвящённых войне и ни одной, посвящённый миру.
[2] «Первая стадия цивилизации - это как раз стадия трансформации природы на более высокий уровень красоты и полноценности своих продуктов, и частично чудесного использования секретов природы. Это по-настоящему «супра-природа», придуманная людьми. Эта сверхприрода включает в себя великий научный прогресс в биологии и химии, а также последовательный прогресс последующих поколений, который заставляет удивляться величию человека, а также величию Бога».
Мария Монтессори, «Приложение А», «От детства к подростковому возрасту»