Духовно-просветительский Центр "СИРИУС"

Монтессори-метод для детей 12-18 лет

Доктор Мария Монтессори, говоря об источнике своего метода, всегда указывала на самого ребёнка. Всё, что было ею создано, основывается на наблюдении и огромной любви к детям, и на единственной цели -  помощи Жизни.

У каждого периода, который проходит ребёнок в своём развитии, - свои задачи. И эти задачи поставлены перед ним Природой и продиктованы Внутренним Учителем. Эти задачи настолько важны для ребёнка, что, не выполняя их, он как бы перестаёт жить. Так развиваются девиации. Поэтому на любом этапе развития ребёнку жизненно важны специально подготовленная среда и специально подготовленные взрослые.

Развитие ребёнка происходит не поступательно, а скачками. В монтессорийской среде известна диаграмма-«луковица», которая показывает, как происходят рост и развитие (для сравнения серым представлена концепция общеобразовательной системы).

 

На «луковице» мы видим, что есть «красные» периоды (периоды опасности) и зелёные (периоды спокойствия). Опасность связана с преобразованием, трансформацией, перерождением в нечто новое (т.е. не просто с ростом и накоплением). Мы видим, что такие опасные периоды – это 0-3 и 12-18. Это время, когда ребёнку нужна особая забота, т.к. он рождается и перерождается, то есть появляется новое существо, которого раньше не было. Это опасное время, но без риска, без выхода из зоны комфорта, трансформация невозможна.

В 0-6 ребёнок воплощается в теле, его психические функции воплощаются через тело и согласуются с физическими органами. Он говорит: «Помоги мне это сделать самому!».  Он впитывает мир и становится тем, что впитывает.

6-12 – период роста и накопления знаний. Самый благоприятный период для освоения культуры (включая науки). Мы разбрасываем столько зёрен культуры, сколько можем – почва благодатна. «Помоги мне думать самому!». Объём знаний, усваиваемый ребёнком до 12 лет в Монтессори, эквивалентен программе общеобразовательной школы.

Примерно в 12 лет в ребёнке начинается трансформация, второе рождение. Жизнь ставит перед подростком задачу родиться в обществе, воплотить социальную природу человека. Он должен выйти из утробы семьи в новый мир, где он уже не связан пуповиной со своими родителями, а начинает получать всё необходимое ему для жизни самостоятельно. И это болезненный процесс. «Кризисы» подросткового возраста – это борьба ребёнка с окружением, в котором не создано для него условий. И он будет применять все свои «зубы, когти, рога и копыта», чтобы осуществить задачи, продиктованные изнутри и вырваться из прежнего статуса «сына/дочери» в мир, где он «человек».

В более древние времена примерно в этом возрасте – 12 лет – дети отправлялись на обучение в школы к духовным учителям. Они обучались там древним знаниям, а заодно осваивали навыки, необходимые для жизни. Они жили отдельно от семей и на удалении от населённых пунктов и там они не просто постигали науки, но и учились жить в сообществе, самостоятельно выполняя все работы, связанные с организацией и поддержанием жизни.

Какие же условия мы предлагаем подростку сегодня для осуществления его задачи – родиться в обществе?  По большому счёту – никаких. Сегодня в структурном смысле мы имеем на этом месте вакуум. Но Природа ребёнка всё та же, и он решает свои задачи, как может…

Что же предложила Мария Монтессори, наблюдавшая эту картину ещё век назад?

Она предложила школу-ферму.

Для ребёнка, рождающегося в социуме, она предложила общину.

Школа-ферма – это автономное поселение, находящееся на некотором отдалении от населённых пунктов, в чистом природном месте на достаточно обширной площади (многие гектары). Вся эта территория - класс для детей 12-18.

На ферме учителя и дети живут вместе. Рядом с кампусами находятся стойла, сараи, грядки, теплицы и вегетарии, музеи, мастерские, библиотека, лаборатории и все те объекты инфраструктуры, которые дети посчитают нужным создать. Внутри кампусов или на территории создаются также места для созерцания или медитаций, т.к. исключительно важная потребность подростка – побыть одному, прийти в себя, сонастроиться с внутренним и сокровенным (абсолютно всё остальное время он социален).

На школе-ферме дети обслуживают себя сами: они сами выращивают еду, готовят, убирают и строят, выполняют задачи, необходимые для поддержания фермы (например, по очистке сточных вод или производству товаров, которые затем будут продаваться и, таким образом, поддерживать микроэкономику фермы), они решают общим собранием все возникающие вопросы.

Кто же они – подростки? И каковы их глубинные задачи, которые находят своё решение на школе-ферме?

Во-первых, подросток – это «новорождённый в социуме». Об этом уже сказано выше.

Во-вторых, подростки – это «Дети Земли» и в этом ответ, почему именно школа-ферма, почему не Оксфорд и Кэмбридж. У подростков в 12-15 лет есть потребность копаться в земле, буквально разрывать её руками, добираться до корней и того, что невидимо, что на глубине. Им интересно всё, что начинается под ногами и заканчивается среди звёзд. Они обнаруживают свою связь с землёй-почвой и Землёй-планетой. Они открывают, что их жизнь тесно переплетена с жизнью других существ. В какой-то момент они осознают себя ответственными за всё, что происходит на планете. И находят ответы на главный вопрос возраста: «Какое отношение всё это имеет ко мне?».

На земле подростки проживают те отношения, которые являлись краеугольными для цивилизаций прошлого - будь то выращивание еды, строительство домов, защита и что угодно ещё. Природа своим примером и законами даёт подросткам неограниченный простор для обучения. Акцент в сознании подростка смещён на практические смыслы. Ему интересно то, что нужно для жизни. То есть, если вы предложите подростку изучить что-то крайне интересное из истории Древней Греции или принять роды у коровы – он побежит в хлев (но при этом он поднимет такой пласт информации и настолько его проработает, что ни один учебник не сможет даже приблизиться к такой глубине усвоения).

Когда подросток следует своим настоящим интересам, его ум начинает снова проявлять свойства впитывающего разума и происходит лёгкое усвоение междисциплинарных знаний

Подросток – это архитектор взрослого, «ожидатель чуда», духовный искатель, критик, поборник справедливости. Хрупкое и уязвимое существо, обладающее колоссальной энергией. Это творец, на крыльях воображения которого человечество способно вознестись до небывалых высот.
И все эти характеристики, задачи и потребности находят своё воплощение на школе-ферме.

 

День школьника строится примерно так:
- утром дети посвящают время хозяйственным делам (привести себя и дом в порядок, подоить корову, приготовить еду, полить грядки и т.д.)

- далее - уроки. Их называют уроками потому, что они повторяются в расписании. В практике школ 12-18, которые существуют в США и Мексике, это, как правило, уроки языка, математики, иностранного языка, отдельных наук. Кратко и в малых группах. Принцип индивидуального трекинга (когда педагог отслеживает траекторию развития каждого ребёнка, чтобы следовать интересам самого ребёнка, сохраняя баланс с тем, что полагается усвоить к этому возрасту[1]). Уроки начинаются не раньше 9 утра, лучше позже. Дело в том, что физиология подростка 12-15 – это бурные преобразования, особенно в гормональной системе, задействующие почти всю мощь организма; мозгу почти ничего не достаётся. Говоря по существу, академические достижения – задача не для 12-15[2].

- проекты. Это основная работа детей, которую они так же, как и всё в Монтессори, выбирают исходя из своих интересов. Как правило, берётся какая-то общая тема для школы на семестр/год и каждый внутри этой темы прорабатывает интересные ему вопросы в малых группах. Проекты могут быть академическими или прикладными. И то, и другое позволяет осваивать науки во всей полноте (изучая пирамиды Хеопса или приёмы строительства курятника, дети исследуют всё те же законы физики, математики, химии и т.д.). После завершения проектов (которые, как правило, длятся по несколько недель), школьники организовывают конференцию, где делятся друг с другом проведёнными исследованиями. Это разделение открытий с другими подростками с одной стороны закрепляет знания и придаёт им ценность (для подростка открытие, не разделённое с другими, вообще теряет смысл), а с другой позволяет одним школьникам обучаться у других – эффект, наблюдаемый среди детей на всех планах: друг у друга они учатся лучше, чем у взрослых.

Ключевым предметом для всей школы 12-18 является история. История не завоеваний, а достижений, вклада каждой цивилизации или отдельной личности в эволюцию на планете. Она изучается всегда в связке с географией, культурологией, социологией – во всём многообразии проявлений в конкретный момент времени. Лента истории («Чёрная лента» на предыдущем возрастном плане) – превращается в настоящий гобелен, ребёнок имеет возможность проследить истоки и следствия всех происходивших и происходящих явлений, сделать вывод, уловить смысл и осознать своё место и степень ответственности.

- спорт и творчество. Занимают львиную долю времени в расписании подростков. Около 3 дней в неделю они занимаются только спортом и творчеством[3]. Дело в том, что эти виды деятельности не только прекрасно балансируют интеллектуальные занятия, но и позволяют закрыть потребности в физическом развитии, командной работе, выстраиванию отношений друг с другом, самовыражению, проработке, осмыслению многих внутренних процессов. Они рисуют, танцуют, поют, играют на инструментах, фотографируют, играют в театре, ездят верхом, плавают на байдарках – всё, что угодно. Правило только одно – чтобы не было соревновательности. «Тебе не нужно стремиться быть лучше другого, но ты можешь стать лучше самого себя». И это ни в коем случае не должен быть «спорт достижений». Физически подросток настолько хрупок и уязвим, что переутомление для него чревато самыми негативными последствиями. Не только работа позже 9 утра, но и исключительно вегетарианское меню на натуральных сахарах и облегчённых белках - это не терпящие споров рекомендации доктора Марии Монтессори.

Единственное, чего нет на школах-фермах – это выходных и каникул как периодов безделья.  Ребёнок может уехать с семьёй на неделю-другую в любой момент – он не пропустит ничего академически, так устроена школа. А о выходных тут в принципе не идёт речи: в школе, где всё построено на следовании за интересом ребёнка и на основах добровольности, он попросту не устаёт. Скорее он устанет от скуки, однообразия и необходимости преодолевать искусственные трудности вне школы. 

Ключевое для детей возраста 12-18 – это социальность. Социум – это форма их жизни,  восприятия мира и даже счастья.

Проживание отдельных моментов вместе даёт подросткам религиозное чувство единства и принадлежности чему-то большему. Работа в коллективе и при этом возможность делать собственный выбор приводит подростка к уникальному явлению, имеющему для него наивысшую ценность – валоризации.  Этот термин предложила Мария Монтессори. Валоризация – это повышение ценности подростка в своих собственных глазах в результате выполнения работы, ценной для всех. Это трансформирующий процесс, происходящий в душе, то, что он обязательно должен пройти в своём развитии, задача возраста. Подростку необходимо быть полезным, но только так, чтобы он наперёд сам осознавал, в чём состоит потребность сообщества, чтобы он по собственному выбору мог выполнить работу и ощутить всю её значимость и пользу, которую он при этом принёс себе и всем вокруг. И в этом его наивысшее счастье.

Вся жизнь школы-фермы буквально состоит из возможностей для валоризации.

Можно сказать, что школа-ферма – это воссозданная модель здорового общества, где подростки осваивают социальные роли в своём истинном назначении, и где происходит формирование здорового отношения к таким ценностям, как труд, дружба, долг, счастье, жизнь.

Например, на школах-фермах обязательно ведутся проекты по обеспечению микроэкономики. Труд всегда добровольный – дети сами выбирают, что делать и могут предложить свои варианты проектов. Если они трудятся в столярной мастерской, то потому что именно это им интересно (есть примеры, когда дети выбирали делать монтессори-материалы на продажу, потому что они сами когда-то занимались с такими материалами, любят их и хотят, чтобы монтессори-школ было больше).  Им интересно сделать красиво, качественно и «ещё лучше». Заработанные деньги идут на нужды школы, а иногда и на благотворительные цели.

Дети понимают, откуда что берётся, на что и зачем идёт. Совсем иначе выглядит ситуация, когда обычный современный подросток подрабатывает. Часто он идёт не туда, где ему интересно, а туда, где вообще берут и где платят. Это работа только ради денег. Далее, получая эти деньги, у подростка возникает ощущение «ложного богатства». Он живёт в семье, где он, как правило, обеспечен, ему не нужно тратиться на еду и откладывать на обучение. И подросток тратит заработанные деньги на атрибуты взрослой (по его мнению) жизни или просто на развлечения. Так происходит затягивание инфантильного периода и формирования ложных представлений.

Всё вышеописанное справедливо и для 12-15, и для 15-18, однако есть определённые особенности, касающиеся старшего периода. За первые три года на школе-ферме подросток осваивает новую среду и социальные роли, происходит скачок роста, создаётся социальная личность. Далее – происходит выход этой личности в большой мир. С 15 лет подростков начинает горячо интересовать всё, что происходит вокруг – от ларька на углу до международной политики. Они абсолютно самостоятельно организуют и успешно осуществляют проекты глобального значения, например, организовывают заповедники для вымирающих видов животных. Основатель бойскаутского движения (и друг Монтессори) в Америке дал для периода 15-18 название walkers (единого перевода на русский ещё не выработано). Но в этом их суть: они – путешественники, граждане мира в движении. Что очень кстати, так как их умственные способности снова выходят на пик, они способны осваивать узкоспециальные знания, углубляться в науку, насколько это только возможно, им уже нужны университеты. Если преподаватель для 12-15 – это generalist (междисциплинарный специалист), то учитель 15-18 – это профессор ВУЗов или учёный.

 

150 лет назад Мария Монтессори озвучила одну крайне серьёзную глобальную проблему: тиражирование людей «с головой, но без рук» или же «с руками, но без головы». Яркий пример: люди науки, не ведающие последствий своих разработок и рабочие-исполнители, не имеющие представления о всей картине и смысле своей работы. Оба эти искажения неуместны в обществе и именно на оба эти типа заточена система образования по сей день почти повсеместно. Так что предложения Мария Монтессори со временем стали только ещё более актуальными, и школа-ферма здесь - ключ, открывающий двери в совершенно другую реальность.

Мария Монтессори говорила о человеке как о со-творце с Природой, чей труд направлен на создание чего-то более красивого и совершенного, того, что она назвала «супраприродой». Но при этом она добавляла – во славу и величие человека и БОГА. Духовные принципы Мария Монтессори всегда ставила прежде всего. Именно возвышение личности, работа над внутренними качествами должны быть краеугольными. Это главный её призыв и завет.

Мария Монтессори оставила нам о возрасте 12-18 лишь несколько небольших глав в приложении к книге «From Childhood to Adolescence» (ещё не переведённой на русский язык). Существует всего несколько школ в мире, воплощающих идею этого плана. Одной из этих школ является Хёрши, школа в США. За годы своего существования эта школа смогла существенно приблизиться к тем принципам, которые обозначила Мария Монтессори. К просмотру предлагается видео о школе Хёрши и интервью с некоторыми из её учеников.


 

 (Статья подготовлена по материалам «Вводного курса для педагогов 12-18»
в Русском Монтессори Институте, лектор - Барбара Базанес, школа MAP, Мехико.
Составила Ольга Азанова).

 

Продолжение...

 



С другими материалами на тему воспитания и образования
можно ознакомиться на сайте Духовно-просветительского Центра "Сириус"
в разделе "Воспитание и образование"

 

 


 

[1] Есть практика, когда педагоги на школе-ферме полностью отказывались от следования какой-либо обязательной программе, и в итоге дети демонстрировали все те же знания – так складывается жизнь фермы, что науки и навыки дети всё равно усваивают тем или иным способом.

[2] В 15-18, когда физиология выравнивается (и задачи 12-15 закрываются), ум подростка проясняется и готов к усвоению программ высшей школы по узким дисциплинам.

[3] … и, конечно, текущими задачами фермы, которые, тем не менее, не должны отнимать слишком много времени.